В частном доме, квартире, на даче нас окружает множество предметов, работающих на аккумуляторах, в том числе машины с АКБ под капотом. В отличие от простых батареек, аккумуляторы можно подзаряжать, продлевая срок службы. Но наступает время, когда даже самый надежный аккумулятор ломается и приходит в негодность.
Не всем потребителям известно, что АКБ нельзя просто выбросить на свалку или оставить храниться в гараже. В результате разрушения из прибора выделяются вредные вещества, попадающие в воздух, почву, воду. Утилизация аккумуляторов — работа специальных заводов, но их количества в разных регионах страны недостаточно. Статья расскажет, кому и куда сдать сломанный аккумулятор и можно ли получить из этого выгоду.
Опасность для окружающей среды в зависимости от вида АКБ
Электролит, свободно попадающий в атмосферу и распространяющийся в воздухе или по воде, представляет большую опасность для животных и человека. Пластиковые детали аккумуляторов разлагаются столетиями, мешая растениям и выделяя вредные отходы в почву.
Виды и типы АКБ:
- литиевые;
- свинцово-кислотные;
- никелевые.
Отработанные аккумуляторы утилизируют по правилам в зависимости от вида и состава прибора. Для этого организованы специализированные компании, занимающиеся сбором сырья и доставкой к заводу или предприятию по переработке.
Литиевые
Считаются самыми безопасными, наносящими меньший урон экологии, литиевые акб, обеспечивающих работу портативных устройств. В составе нет сильных токсинов, а размер батареек небольшой.
Но выбрасывать литиевые аккумуляторы в окружающую среду все же опасно. Сильно нагреваясь, батарейка на его основе, взрывается, что приводит к пожарам. К тому же, б/у устройства очень долго разлагаются в природе. В разных городах проводят специальные акции по сбору ненужных батарей, в салонах сотовой связи стоят корзины, куда можно принести старые аккумуляторные телефоны, пришедшие в негодность.
Автомобильные литиевые блоки опаснее, в их составе соляная кислота, которая способна превращаться под воздействием среды во вредный для человека хлор или негативные пары.
Утилизация аккумуляторных батарей на основе лития в специализированных предприятиях делится на этапы. Необходимо:
- Разобрать корпус в специальном помещении с сухим воздухом.
- Вытащить батарею и слить электролит.
- Разделить и очистить электроды.
- Переплавить металлические части, переработать корпус.
Опасно совершать эти действия в домашних условиях без лицензии на использование.
Свинцово-кислотные батареи
Неправильная утилизация автомобильных аккумуляторов, в составе которых свинец и опасные кислоты, одна из серьезных экологических проблем. Данные соединения токсичны. Свинец в соединении с водой при попадании в организм приводит к серьезному отравлению кровеносной системы, вплоть до отмирания клеток мозга. Высокое содержание серной кислоты вызывает сильные ожоги при случайном соприкосновении с кожей, а ядовитые испарения вызывают заболевания дыхательных органов.
Пошаговая переработка на специальных заводах предполагает:
- этап нейтрализации электролита;
- дробление корпуса отработанного аккумулятора;
- отделение от полученной массы металлических элементов и кусочков пластика;
- нейтрализация остатков серной кислоты;
- переплавка металла.
В России и странах СНГ очень мало лицензированных предприятий, осуществляющих данную деятельность легально. Часто можно встретить организации скупщиков свинцовых аккумуляторов, которым можно продать непригодный акб, обезопасив себя от вредных соединений.
Никелевые батареи
Самые опасные по составу, особенно если содержат металл кадмий. Токсичное вещество, способное привести к раковым опухолям, а концентрированные оксиды металла мгновенно приводят к летальному исходу при попадании в легкие.
Несмотря на большую опасность для человека, никель-кадмиевые батареи обеспечивают работу военной техники, трамваев, троллейбусов, самолетов, морских судов.
Ни один завод по утилизации аккумуляторов, содержащих угрожающие щелочные соединения, не способен безопасно уничтожить устройство. Самые развитые технологические страны не изобрели способов и средств как избавиться от никелевых АКБ. Есть предприятия, которые перерабатывают сырье и производят из него новые батареи. Но в большинстве случаев, вышедшие из строя никелевые аккумуляторы, находятся в специально оборудованных хранилищах, которые исключают возможность попадания токсинов в окружающую среду.
Куда нести ненужные АКБ, чтобы получить деньги
Автолюбители задаются вопросом о том, сколько стоит старый аккумулятор на утилизацию и куда отвезти его с наибольшей выгодой для себя. Специальные компании, принимающие металлолом, предлагают финансовое вознаграждение, которое зависит от нескольких факторов:
- емкость батареи;
- тип электролита;
- вес АКБ вместе с электролитом.
На рынке сбыта ценятся свинцовые аккумуляторы. Цена за 1 кг от 40 до 50 руб. За устройство емкостью 75 Ah, весом 18 кг можно получить 700 руб. Щелочные акб принимают до 30 рублей за килограмм, гелевые – до 50 р. Старые модели советских аккумуляторов встречаются все реже, но и за них получают вознаграждение. Цена значительно повысится, если сдавать изделия оптом, а не поштучно.
Пункты приема цветных металлов автомобильных аккумуляторов открыты по всей стране. Когда собирается достаточное количество сырья, компания осуществляет перевозку до специализированного завода по утилизации.
Не стоит долго искать выгодное место для сдачи непригодного аккумулятора, так как он несет в себе опасность для человеческого здоровья и благополучия окружающей среды. Отнесите устройство в ближайшую лицензируемую компанию по приему цветных металлов. Соберите ненужные аккумуляторные батареи в доме, узнайте, куда их сдать. Простые шаги защитят природу от многочисленного вмешательства человека.