На протяжении всего 19 века экологические проблемы Японии неустанно усугублялись. Общее перенаселение, частые землетрясения и тайфуны, активный рост промышленности, привели к тому, что уже в 1960-1970 гг. страна оказалась на пороге экологической катастрофы.
Главные проблемы Японии в области экологии
Япония сегодня — мировой лидер по эффективности проводимых мероприятий в области экологии. Именно здесь был построен первый в мире полностью экологичный город Фудзисава и подписан Киотский протокол, призванный остановить глобальное потепление. Однако, так было не всегда…
Когай (ухудшение экологической обстановки по-японски) достиг масштабов национального бедствия, отбросив Японию далеко в конец списка стран с наиболее пригодными для жизни условиями.
Главными проблемами стали:
- загрязнение рек и прибрежных тихоокеанских вод;
- вредные выбросы в атмосферу с образованием ядовитого смога;
- высокий уровень радиации.
Эти проблемы заставили задуматься.
Загрязнение воды
Водный бассейн Японии начал активно загрязняться сразу после старта промышленного бума, в результате чего 80% всех крупных рек в стране оказались непригодными для добычи пресной воды.
Однако отсутствие водных ресурсов не единственная проблема. Серьезными последствиями оказались многочисленные заболевания, возникающие из-за использования загрязненной воды. Чего только стоит неизлечимая болезнь минаматы, описанная в японских учебниках по медицине и унесшая жизни сотни людей.
Причиной ее развития стал высокий уровень содержания в морской воде ядовитых элементов: ртути, цинка и меди.
Они попадали туда вместе с отходами, которые сбрасывал химический заводом «Chisso», располагающийся в одноименном городе Минамата. Поступая в организм вместе с пищей, ртуть накапливалась, разрушала центральную нервную систему и за считаные месяцы доводила людей либо до сумасшествия, либо до смерти.
Загрязнение воздуха
«Ахиллесовой пятой» Японии стали густо заселенные города, в которых сконцентрировались крупные промышленные предприятия и львиная доля всего автопрома страны. Ярким примером выступает столица. На сравнительно небольшой площади Токио сосредоточено 75 тысяч различных заводов, а по его дорогам ежедневно курсируют миллионы автомобилей. Это привело к тому, что над городом каждый день висел ядовитый пылевой купол. Власти даже установили специальные кислородные автоматы на улицах города, но этого было недостаточно, и треть жителей столицы страдала астмой и хроническим бронхитом. Аналогичная ситуация сложилась и в других городах страны.
Радиационное заражение
Япония расположена на крупном сейсмически активном архипелаге, где часто случаются землетрясения, тайфуны и прочие сопутствующие природные катаклизмы. Из-за этого страна постоянно находится в зоне риска радиационного заражения, так как на ее территории действует более 50 атомных реакторов. Доказательством оправданности опасений служит крупнейшая авария на АЭС «Фукусима-1», произошедшая 11 марта 2011 года в результате мощного землетрясения. Четыре реактора оказались разрушены, это привело к утечке огромного количества смертельно опасных отходов в океан. Последствия этой аварии оказались колоссальными, помимо резкого повышения радиационного фона в стране, воды Тихого океана оказались отравлены. Причем заметили это не только в Японии, но и у западного побережья Канады и в водах, омывающих Север Америки.
Радиация — медленный убийца, и несмотря на то что авария на «Фукусима-1» уже давно сошла с первых полос газет и интернета, ее последствия будут проявляться еще не одно десятилетие в виде хронических заболеваний и повышенного радиационного фона в воде, почве и воздухе.
Политика Японии в области экологии
Правительство и граждане страны не игнорируют наличие экологических проблем в Японии, а активно ищут пути их решения.
К таким мероприятиям относятся:
- Создание и внедрение новых очистных механизмов, значительная часть которых приходится на частный бизнес, получающий существенную государственную поддержку. Ярким примером экологичного подхода в производстве служат гибридные автомобили Honda и Toyota, которые не создают выхлопных выбросов в атмосферу и расходуют минимальное количество топлива.
- Внедрение принципа «кто загрязняет, тот и платит». Такой подход вынуждает промышленные предприятия вкладывать деньги в создание новых технологий по уменьшению отходов и выбросов, чтобы сократить свои расходы на выплату штрафов и налогов.
- Принятие на законодательном уровне экологических стандартов, выполнение которых жестко контролируется государством. В случае их нарушения руководители предприятий выплачивают большие штрафы, компенсации пострадавшим гражданам и могут быть привлечены даже к уголовной ответственности.
- Развитие ресайклинга (переработка с целью вторичного использования) большей части бытового мусора и ввод запрета на утилизацию токсичных отходов путем их захоронения и сжигания.
- Экономические меры, которые включают в себя плату за использование природных ресурсов, повышение налога на покупку земли, введение дополнительного налога на использование бензина.
В результате проводимой политики японцы решили большую часть своих экологических проблем и стали примером разумного потребления природных ресурсов с сохранением баланса между экономическим ростом страны и заботой об окружающей среде.
Фудзисава – первый экологичный город мира
Прекрасным примером успешного новаторства Японии в области экологии стал проект по созданию «умного города» Фудзисава (Fujisawa SST). Появился он еще в 2007 году и предполагал создание энергоэкономичного, 100-процентного экологичного и комфортного для проживания «города будущего». Идеологом и разработчиком этого проекта стала крупнейшая в Японии компания Panasonic.
Фудзисава спроектирован так, что все удобства в нем помогают жителям вести экологичный образ жизни, никак не ущемляя их комфорт и активность.
Для людей, у которых нет личного транспорта, создана аренда электрокаров, велосипедов и электроскутеров.
Немаловажен тот факт, что при возникновении какого-либо чрезвычайного происшествия, ведущего к перебоям в электроснабжении, «умный город» сможет переключиться на автономный режим и полностью обеспечить горожан всем необходимым (вода, свет, связь) как минимум первые 72 часа после катастрофы.
Фудзисава — проект долгоиграющий, предполагающий три стадии жизни города: развитие, взросление и эволюция. В 2018 году прошло официальное открытие и заселение первых районов «умного города», начав тем самым «фазу развития». Конечная цель проекта будет достигнута только через сто лет, однако уже сейчас заметно положительное влияние подобных разработок на уровень и качество жизни людей.