Главная экологическая проблема французских городов – повышенный уровень загрязнения воздуха микрочастицами. Атмосферное загрязнение становится причиной смерти 48 тысяч французов ежегодно. В Париже по этой причине гибнет в 20 раз больше людей, чем в ДТП. Экологические проблемы Франции схожи с проблемами других стран, но есть свои особенности.
Экологическая ситуация во Франции
Успешность проводимой государственной экологической политики оценивается комплексным показателем – индексом экологической эффективности. По нему Франция входит в десятку мировых лидеров. Но это не означает, что в стране нет экологических вопросов.
Экологические проблемы Франции и пути их решения:
- Загрязнение воздуха вредными выбросами промышленных производств. Французы могут гордиться многообразием промышленных производств, представленных в стране: судостроение, станкостроение, автомобилестроение, авиационная, химическая, горнодобывающая промышленность и прочее. Отрицательный момент – все эти предприятия загрязняют окружающую среду. В воздух, которым дышат французы, попадают оксиды азота, углерода, диоксиды серы, зола, пыль. Пути решения – снижение концентрации микрочастиц в воздухе путем ограничения использования транспорта, внедрение на предприятиях эффективных систем очистки от вредных выбросов.
- Уничтожение флоры и фауны водоемов из-за токсичных промышленных сливов. Эти же производства загрязняют реки и озера сливами, содержащими кислоты, а также тяжелые металлы. В результате водоемы становятся непригодными для жизни обитателей, вымирают целые виды. Пути решение – установка современных очистительных комплексов.
- Снижение видового состава животного и растительного мира. В стране работают над решением данного вопроса уже несколько десятилетий. Пути решения – сохранение и приумножение естественного многообразия растений и животных. Для этого создана система национальных парков, в которую входят 10 природоохранных территорий.
- Проблемы, вызванные добычей полезных ископаемых, одинаковы для всех стран – загрязнение подземных вод, почвы, атмосферы. Во Франции ведется добыча никеля, свинца, цинка, каменного угля, железных и урановых руд. Вариант решения данного вопроса – соблюдение правил добычи ископаемых, минимизация антропогенного влияния на окружающую среду.
- Атомная энергетика. 80% энергии в стране вырабатывается благодаря «мирному атому». Достаточных запасов нефти и газа во Франции нет, поэтому строительство АЭС было опасным, но единственным выходом. Наличие 10 атомных электростанций в стране сопряжено с рисками утечки радиоактивных отходов, которая может привести к экологической катастрофе. Особые опасения у экологов вызывает хранилище радиоактивных отходов Centre Stockage de l»Aube (CSA) на востоке Франции. Как решить – сократить количество используемых АЭС, расширить использование возобновляемых источников энергии (ветра и солнца).
Комплексный подход к решению имеющихся проблем позволит Франции стать одной из экологически благоприятных европейских стран.
Чем опасны микрочастицы
В Париже 44% выбросов опасных микрочастиц приходится на транспорт. Источниками микрочастиц в воздухе являются промышленность, сельское хозяйство, отопление.
Статистика:
- Худший показатель концентрации микрочастиц в городском воздухе в Марселе (31,8 мкг/м3).
- В Париже воздух немного чище (27 мкг/м3).
Размер микрочастиц 2,5 микрометра, но из-за высокой концентрации они оказывают отрицательное влияние на дыхательную и сердечно-сосудистую системы людей.
Сокращение жизни 30-летних жителей городов с населением более 100 тысяч человек из-за негативного действия микрочастиц составляет 15 месяцев.
Экологические нововведения для французских водителей
Для больших городов Франции и Германии характерно загрязнение воздуха микрочастицами, преимущественно от использования автомобилей. Поэтому французы переняли немецкий опыт ограничения перемещения частных авто в пик концентрации вредных веществ в воздухе.
С 2017 года все машины, въезжающие в Париж, должны иметь экологический талон, определяющий категорию двигателя по уровню вредных выбросов в атмосферу.
Когда загрязнение атмосферы в городе микрочастицами превышает критический уровень, запрещается передвижение на личном транспорте с высоким уровнем выбросов.
За нарушение данного требования предусмотрена система штрафных санкций.
«Экологический переход»
Так назвали план по переводу экономики Франции на новый экологический уровень, рассчитанный на десятилетия вперед. Его предложил президент Франции Эммануэль Макрон, поддержало Правительство. Основная идея плана – переход на альтернативные возобновляемые источники энергии.
Основные мероприятия плана:
- увеличение налога на дизельное топливо и бензин. Цель – сокращение на 40% к 2030 году выброса парниковых газов;
- ужесточение требований к техническому состоянию автомашин;
- закрытие угольных производств;
- увеличение в три раза электростанций, использующих силу ветра, в пять раз – долю солнечной энергетики;
- закрытие к 2035 году 13 атомных реакторов АЭС.
Предполагается увеличить финансирование государственной поддержки «зеленой» энергетики страны на период 2019-2028 годов до 71 млрд. евро.
Франция показала странам Евросоюза пример того, как можно решать глобальные экологические проблемы не на словах, а на деле. Реализуется ли план Макрона в полном объеме, покажет время.