Деревянные ЖД шпалы используются в качестве опоры для рельсов. Отслужившие единицы ежегодно заменяются новыми. Храниться они должны на промышленных полигонах, однако учитывая большое количество таких отходов, площадки быстро заполняются, и деревянные опоры складируются на не предназначенной для этого территории. Такие действия наносят вред окружающей среде, поскольку древесина пропитана химическими реагентами для предотвращения процесса гниения. В связи с этим остро стоит проблема утилизации железнодорожных деревянных шпал.
Из чего состоят отходы
Отходы шпал представляют собой остатки древесины определенной формы и размера. Дерево пропитано каменноугольным маслом, креозотом и другими антисептиками, которые являются ядовитыми веществами.
Таким отходам присваивается 3 класс опасности. Их необходимо хранить в специально отведенных местах и утилизировать экологически безопасными способами. Помимо древесины, отходы могут содержать остатки металлических болтов и гранитной крошки, что вызывает трудности при измельчении сырья перед обработкой.
Методы утилизации
Способы утилизации, которые используются железнодорожными службами, высокозатратны либо экологически небезопасны. В их числе:
- Передача отработанного материала в строительство. Перед этим необходимо обработать дерево реагентами, нейтрализующими вредную пропитку. Однако это делается не всегда. Часто шпалы используются населением для строительства сооружений на территории дачных участков, что представляет опасность для здоровья.
- Газификация — термическая обработка, при которой возникает недостаток кислорода и образуется смесь вредных газов. Далее этот продукт подвергается сжиганию уже с доступом кислорода, и на выходе получается смесь, состоящая только из воды и углекислого газа, безопасная для атмосферы. Тепловая энергия от сжигания используется для отопления помещений. Затраты на утилизацию в этом случае высоки, поскольку такое оборудование обладает низкой производительностью. Стоимость данной услуги в среднем составляет 5500 рублей за тонну деревянных опор.
- Сжигание — наиболее опасный для окружающей среды способ. Часто используется по причине его низкой стоимости, однако выделяет массу вредных веществ в атмосферу при горении пропитывающих антисептиков.
На стоимость утилизации также влияют расходы на погрузку и транспортировку шпал до места их переработки.
Переработка железнодорожных шпал
Целесообразно не утилизировать, а применять переработку шпал для получения вторичного сырья. Для этого используется пиролиз — термическая обработка отходов в герметичных камерах без доступа к воздуху.
Поскольку сырье обрабатывается в вакууме, не происходит выброса вредных веществ в атмосферу. Продуктами такой переработки являются древесный уголь, жидкое топливо и газ, которые в дальнейшем можно использовать в качестве вторсырья. Полученную тепловую энергию применяют в технических целях. Все это повышает экономическую эффективность переработки таких отходов и решает проблему их вредного воздействия на окружающую среду.