В строительной отрасли, при производстве и эксплуатации железобетонных конструкций, изделий из бетона формируются различные категории твердых отходов. Часть из них содержит арматуру, цемент, песок и щебень. Материалы кусковой формы без вредных примесей относятся к 8 блоку ФККО (отходы строительства и ремонта), к V классу опасности.
Малоопасные отходы
Разновидность боя «лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме» числятся в ФККО под номером 82230101215. Морфологическим признаком данного лома являются крупные и средние куски железобетонных конструкций.
В состав позиции «лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме» согласно ФККО входят куски бетона, образовавшиеся в результате демонтажа и саморазрушения бетонных изделий (памятники, скульптуры, декоративные элементы).
Оба вида отходов представляют минимальную опасность для ОПС, не требуют получения лицензии. Но их принадлежность к данному классу опасности в обязательном порядке подтверждается протоколами биотестирования и определения морфологического состава. Результаты исследований должны подтвердить отсутствие компонентов, нехарактерных для V класса.
Утилизация
Захоронение строительного лома в кусковой форме нерентабельно ввиду больших объемов материала и дороговизны мест на полигонах. Поэтому отходы железобетона в кусковой форме подвергают вторичной переработке. Материал утилизируется специализированными фирмами на их территории или обрабатывается на стройплощадке мобильными дробильно-сортировочными установками.
Агрегаты дробят лом до грубой фракции, гидроножницами режут арматуру и проволоку. Электромагнитные металлоуловителии разделяют массу на металлические и бетонные компоненты. Металл отправляется на переплавку.
Крупные бетонные фрагменты подвергаются измельчению, отделению мелкого сора и песка. На выходе остается вторичный щебень фракции 0-70 мм.
Полученный материал применяется в следующих строительно-ремонтных работах:
- заливка бетонов прочностью до 20 МПа;
- отсыпка дорог, формирование щебеночного слоя дорожного полотна, организация временных стоянок автотранспорта;
- основание асфальтированных площадок и тротуаров;
- укрепление стен инженерных траншей и доньев строительных котлованов.
Применение вторсырья снижает себестоимость бетона на 15-25%. Смета дорожных ремонтов и подготовительных работ на стройплощадках удешевляется почти в 3 раза.