70% поверхности Земли занимает вода. Мировой океан – одно из самых больших ценностей планеты, так как это 228,5 тысяч биологических видов, формирование климата, обеспечение кислородом, источник сырья, энергии, морепродуктов, транспортный и рекреационный потенциал. Человечество активно, но не всегда бережно, использует этот природный ресурс.
Загрязнение моря крупными судами
Мировой флот – более 50 000 крупных судов. При нормальной эксплуатации танкер ежедневно оставляет после себя 2 т масла, 10 м льяльных вод, 160 т СО (углекислого газа), 4,3 т окисла серы. Добавляются: топливо, содержащее тяжелые металлы, грузы, мусор, бытовые и сточные воды, серный газ, провоцирующий образование кислоты.
Наиболее опасное загрязнение – нефть и нефтяная пленка на воде – слик, мешающий нормальным биологическим и физико-химическим процессам.
Она образуется при аварии танкера. Эксперты Гринпис утверждают, только в России ежегодно разливается 4,5 млн. тонн нефти. Танкеры виновны в 50% случаях слива в море нефтепродуктов.
Самоочищение океана перестало удовлетворять людские потребности. Это создало угрожающую экологическую обстановку, диктующую необходимость принять меры, направленные на предотвращение загрязнения моря с судов.
Меры по предотвращению загрязнения моря с судов
Чтобы предотвратить катастрофу, ИМО (Международная морская организация) приняла ряд документов, регламентирующих деятельность государств по созданию экологически безопасной обстановки в океане. Один из главных – Международная конвенция МАРПОЛ 73/78 от 29.12.1972 года.
Согласно документу организуются меры по предотвращению загрязнения моря с судов:
- Запрет на слив нефти и сброс шлама, распространяющийся на весь Мировой океан.
- Соответствие требованиям непотопляемости и устойчивости к авариям, предъявляемое к танкерам. Например, двойные борта и дно.
- Безопасная автоматическая система швартовки для больших судов.
- Контроль: фотосъемка и наблюдение патрульными самолетами и государственными органами порта.
- Замена топлива на экологически чистые виды – природный газ и водород.
- Ввод санкций за нарушение правил, установленных Конвенцией.
- Наличие документов по контролю – план мер по борьбе с нефтяным загрязнением, журнал нефтяных операций, операций с мусором.
- Право на проверку государством порта соблюдения правил безопасности, документации, знаний экипажа процедур предотвращения загрязнения, наличие пломб на устройствах сброса мусора.
- Строительство береговых канализационных сетей.
- Оснащение пассажирских судов автономными очистителями сточных вод.
Выполнение пунктов Конвенции привело к положительным результатам – снижению образования нефтяных пятен (1980 год – 36, 1990-2000 – 28, 2000-2008 – 8), улучшению общей экологической обстановки.
Технические средства защиты морской среды от загрязнения
Специальные технические средства защиты морской среды от загрязнения предотвращают и ликвидируют разливы нефти и нефтепродуктов:
- приемные устройства для водной смеси с судов в портах;
- качественные трубопроводы, механизмы и устройства для погрузочно-разгрузочных операций;
- плавучие боны, ограждающие места загрузки, предотвращающие разлив и облегчающие сбор разлитой нефти;
- оборудование, фильтрующее нефтепродукты: сброс за борт до 15 мг/л. Если доля превышает норму, механизм прекращает сброс автоматически;
- автоматическая регулировка фаз подачи топлива и распределения газа;
- система контроля температуры;
- технические средства контроля качества выходящего газа;
- дизель-генераторы с переменной частотой вращения.
Использование технических средств защиты приводит к минимизации ущерба морской среде, поэтому переоснащение продолжается.
Обеспечение полной безопасности процессов, связанных с транспортировкой нефти и вредных веществ, тормозится дороговизной проектов.
Предупреждение и предотвращение загрязнение моря с судов мусором
До принятия Конвенции мусор с судов сбрасывался в океан. Теперь суда должны соблюдать установленные правила:
- Запрещено засорять морскую воду всеми видами пластмассы и синтетики.
- Мусор собирается в специальные емкости для хранения и переработки.
- Отходы собираются раздельно: пищевые, пластмассовые, образующиеся после технического обслуживания судна, связанные с нефтепродуктами.
Утилизируется мусор двумя способами: сбор с последующей передачей на берег и переработка на судне. Перерабатывается с помощью инсинератора (сжигание), грохота (измельчение), пресса.
Условия Конвенции выполняются не только странами участниками, но всеми, кто имеет выход к морю. Однако уровень предупреждения и предотвращения загрязнения моря до сих пор остается неудовлетворительным.