Самолет или вертолет, сошедший с линии по причине окончания срока эксплуатации или в результате крушения, подлежит переработке. Утилизация компонентов воздушных судов регламентируется нормативными актами, которые обязаны соблюдать как владельцы транспортных средств, так и организации, оказывающие данную услугу.
Требования и нормативная база
Процесс эксплуатации и последующей утилизации компонентов воздушных судов должен соответствовать требованиям следующих нормативных документов:
- ОСТ 1 02786-2009 (авиационный стандарт);
- ГОСТ 27692;
- ГОСТ 25866-83;
- ГОСТ 15.309-98;
- ФЗ от 24.06.1998 № 89;
- ФЗ от 05.12.2017 № 393;
- ГОСТ 30772—2001;
- Постановление Правительства от 21.12. 2000 г. № 995;
- Приказ МПР от 02.12.2002 г. № 786;
- Постановление Правительства от 22 июля 1992 г. № 505;
- СНиП 2.01.28—85 и другие законодательные акты, напрямую или косвенно касающиеся утилизации воздухоплавательных судов.
После вывода транспортного средства (ТС) из эксплуатации перед владельцами стоят две задачи:
- утилизировать объект без ущерба окружающей среде;
- извлечь максимальную выгоду благодаря применению вторсырья.
Утилизация самолетов происходит в несколько этапов.
Прежде чем отправить самолет на металлолом, необходимо снять ТС с учета и получить все разрешения на демонтаж.
Процесс утилизации
В первую очередь воздушное судно разукомплектовывают, то есть снимают оборудование, электронику и электрику, приборы связи, мебель, обшивку, изоляцию. Сливаются остатки топлива и другие технические жидкости (ГСМ). Когда остается только металлическая часть корпуса, самолет разбирают на удобные для транспортировки элементы. Для резки авиационных сплавов используют спецтехнику и инструменты (гидроножницы, болгарки, экскаваторы).
Компоненты судна сортируются в зависимости от вида сплавов на две категории:
- элементы с содержанием драгметаллов;
- черный и цветной, недрагоценный лом.
Переплавленный металл можно заново применять в самолетостроении.
Разборка самолетов и вертолетов происходит на площадках-отстойниках или непосредственно в месте катастрофы. После разукомплектации и расфасовки элементов судно частями транспортируется для переработки или распределения на территории металлопрокатных организаций.
Компании по утилизации
Переработка металла является одной из отраслей тяжелой к промышленности, поэтому соответствующие цеха должны находиться за пределами жилых и рекреационных зон. Многие компании по утилизации воздушных судов арендуют участки около аэропортов или на их территории.
В список компаний-«гигантов» по утилизации авиационных транспортных средств входят:
- “Авиавторресурс”;
- ПК “Авиамет”;
- Уральский центр утилизации;
- ПЗЦМ “Авиа”.
Небольшие организации не всегда имеют возможность приобрести дорогостоящую технику, поэтому они осуществляют разборку воздушных судов при помощи автогена и болгарок. При использовании таких инструментов существует вероятность воспламенения остатков топлива. Это противоречит нормам техники безопасности.
При утилизации воздушных судов, входящих в состав ВВС или в государственный сектор, компания-исполнитель подает заявку на тендер, а заказчик (организация, входящая в структуру Министерства обороны) осуществляет выбор на основании выдвинутых требований.
Одним из обязательных условий является наличие парка спецтехники, необходимой для проведения указанных работ.
Специалисты компании, которая осуществляет переработку ВС, должны владеть следующими навыками:
- сортировка черных и цветных металлов;
- демонтаж драгметаллов, входящих в состав компонентов;
- разбор и сортировка всех элементов салона, кабины и других помещений самолета, в том числе датчиков, электроники и т.д.
К примеру, в составе компонентов специализированного ВС АН-26 содержатся следующие элементы:
- золото — 700 грамм;
- серебро — 15000 грамм;
- платина — 160 грамм;
- черный металл — 10 тонн;
- цветной металл — 31 тонна.
Специалисты должны не только распределить узлы и запчасти по их назначению, но и рассортировать металлы. Обязательное требование к сотрудникам — соблюдение экологической, радиационной, химической безопасности.
Рентабельность утилизации
Снятый с эксплуатации самолет подлежит переработке и расценивается как металлолом. Одна тонна авиационного металла оценивается в 27 000 рублей. К этой цифре добавляется оплата труда рабочих, затраты на спецтехнику. Реализуемая цена готового сплава, полученного после переработки, в среднем составляет 53 рубля за килограмм (почти в 2 раза дороже стоимости исходного сырья).
По скромным подсчетам, в России расходы на утилизацию воздушных судов, входящих в состав только гражданской авиации, составляют порядка 35 млн. долларов. По неофициальным данным, более 2000 самолетов подлежат утилизации.