Экологические проблемы Канады вызывают все больше беспокойства у жителей этой страны. Министерство окружающей среды Канады, созданное в 1971 г, было вторым в мире. До этого времени подобная госструктура работала только во Франции. Задачи министерства – мониторинг состояния окружающей среды, создание законодательной базы, обеспечивающей контроль. Работа министерства направлена на защиту природных ресурсов, улучшение экологической обстановки. Конечная цель экологической политики – создание условий, повышающих качество жизни граждан Канады.
Причины и следствия экологических проблем
В Канаде, как и в других странах мира, вблизи городов существует шумовое и световое загрязнение. Промышленные гиганты иногда сливают отходы в реки. Но основные экологические трудности связаны с загрязнением воздуха.
Вред автомобилей
География Канады — огромные расстояния между населенными пунктами — объясняет приоритет автомобильного транспорта. Порой машина — самый удобный способ передвижения, доставки грузов.
Подавляющее большинство личного транспорта не соответствует экологическим стандартам: старые авто выбрасывают в атмосферу огромное количество углекислого газа.
Кислотные дожди
Промышленные центры сосредоточены на юге страны — это самая густонаселенная ее часть. Теплоэлектростанции, заводы и фабрики выбрасывают в воздух химикаты, насыщают вредными испарениями. По оценкам экологов, только Онтарио, самый «обитаемый» регион, загрязняет атмосферу более чем 200 высокотоксичными веществами. В результате провинция заняла место в пятерке самых отравленных густонаселенных территорий в мире.
Канадские промышленные центры нередко страдают от смога. Высокая концентрация сернистого и угарного газов атмосфере Канады вызывает тревогу экологов чаще, чем скопления других токсических веществ. Скапливаясь в облаках, они проливаются кислотными дождями, отравляющими реки и почву.
Половина облаков (не менее 45% по оценкам экологов), насыщенных вредными испарениями производства, приходит из Соединенных Штатов. Если собственные предприятия Канада контролирует, то действовать против американской индустрии она не может.
Астма
Загрязнение воздуха в Канаде — основная причина развития астмы. По оценкам врачей, от 2 до 3% жителей промышленных городов страдают от хронического воспаления дыхательных путей. Не менее 10 000 человек каждый год умирает от этой болезни либо ее осложнений.
Тенденция к увеличению количества больных астмой наблюдается во всем мире, но в Канаде она медленно становится «национальной» болезнью.
Ингаляторы продаются в любой аптеке, а по рецепту врача предоставляются бесплатно.
Улучшение экологии
Государство выбрало следующие пути решения проблем:
- регулирование промышленных выбросов в атмосферу;
- контроль за соблюдением экологических стандартов владельцами личных автомобилей;
- развитие общественного транспорта как альтернативы;
- охрана лесов и увеличение количества зеленых насаждений;
- переработка бытовых отходов.
По сравнению с 2000-2005 годами экологическая ситуация заметно улучшилась.
Вместе с тем Канада вышла из Киотского протокола. Страны, подписавшие договор, обязались снизить выбросы углекислого газа (по сравнению с 1990 г) на 20% к 2020 году. Уже в 2007 правительство заявило, что эта цель недостижима: за почти 20 лет действия протокола Канада не снизила количество выбросов, а повысила их на 30%.
Сейчас цель страны менее амбициозная: по Копенгагенским соглашениям, государство снижает уровень выброса парниковых газов. Ожидается, что к 2020 Канада будет производить их на 17% меньше.
Кленовый и не только лист
70% территории страны необитаемы: они приходятся на тундру и горы, где жить невозможно, поэтому природа там не подвергается антропогенному воздействию. Половину площади Канады занимают леса, выводя ее на третье место в рейтинге самых «лесистых» государств. Немалая часть массивов отведена под национальные парки, где пресекаются любые действия человека, способные нанести вред природе. Вырубка деревьев запрещена на большей части страны.
Города о зеленых насаждениях заботятся не меньше. По неписаным правилам у каждого владельца дома должно быть собственное дерево, за которое хозяин несет ответственность. На крупные населенные пункты приходится по несколько парков. В высотных зданиях, сосредоточенных в центре, на первых этажах размещают зимние сады и оранжереи. Так работающим и живущим в человеческих муравейниках гражданам мегаполисов компенсируют недостаток зелени. А окраины больше напоминают заселенный лес: деревья перемежаются домами высотой 2-3 этажа.
Налог на углекислый газ и обмен чистым воздухом
Канада подписала множество экологических соглашений, обязывающих устанавливать определенные правила для промышленности.
Предприятия страны выплачивают круглую сумму за то, что загрязняют воздух углекислым газом. Если же загрязнений в атмосферу выброшено меньше установленной квоты, завод имеет право передать остатки своего «чистого воздуха» другому промышленному гиганту.
Торговля газовыми выбросами — так называется предоставление квот на выброс веществ — базируется на отчетах предприятий, производящих более 100 килотонн газов в год.
Страна отказывается от угольных теплоэлектростанций в пользу природного газа. Канада находится на 5 месте в мире по добыче этого ресурса, который при использовании в качестве топлива наносит природе гораздо меньше вреда, чем уголь.
Гибриды на дорогах и общественный транспорт
Собственный автопром в Канаде не развит, но сборочные предприятия в стране разместили гиганты Toyota, Honda, Ford, Dodge/Chrysler, General Motors и Volkswagen. У авто, только сошедших с конвейера, существенно переработана система расхода топлива: они сжигают меньше бензина и не так вредны для природы. Правительство активно продвигает «гибридизацию» промышленности: машины, комбинирующие двигатели внутреннего сгорания и электрические, снижают количество выбросов углекислого газа. Но популярностью это решение в Канаде не пользуется: электрокары не выдерживают суровой зимы.
Общественный транспорт опутывает сетями всю страну. Крупнейшие города связаны автобусными маршрутами и железными дорогами. Чтобы заставить отказаться от авто хотя бы туристов, разработаны маршруты поездов, пассажиры которых любуются лесами и горами с минимальным вредом экологии.
Мусор
Цивилизованный мир постепенно отказывается от свалок твердых бытовых отходов в пользу переработки мусора или его сжигания.
Бутылки, коробки и прочие виды упаковки принимают стоящие в супермаркетах автоматы, возвращая стоимость наличными либо ваучером. Шины и аккумуляторы принимают заводы, где производитель утилизирует их безопасно для экологии. Вторичное сырье из переработанного мусора продается предприятиям; органика расходуется на производство биотоплива и спиртов.
Канада давно практикует раздельный сбор отходов. Мусоровозы забирают определенный тип мусора (органический, перерабатываемые и неперерабатываемые отходы) в конкретный день: пакет с бумагой оставят дома, если сегодня вывозятся органические отходы. За несоблюдение правил сортировки (за каждым типом отходов закреплен свой цвет мусорных пакетов и отдельные баки) выносят предупреждения, штрафуют злостных нарушителей.
Отходы, которые переработать нельзя, утилизируют на мусоросжигающих заводах. Технология позволяет сократить загрязнение окружающей среды до 90%, а на утилизацию пепла требуется в 10 раз меньше места, чем понадобилось бы на исходное количество бытовых отходов. Современные предприятия по термической переработке ТБО используют мусор как источник тепловой энергии, что снижает нагрузку на теплоэлектростанции.