Исследователи фиксируют угрожающее экологическое положение в масштабах планеты и в отдельных странах, в том числе и в России. Согласно ежегодным данным докладов «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации» 15% территории в состоянии бедствия, 65 млн. граждан живут в сверхзагрязненных городах.
ВОЗ и ЮНЕСКО определили коэффициент жизнеспособности в РФ как 1,4 (из 5 возможных), что рассматривается как вымирание и деградация нации. При расчете этого коэффициента учитывается и природоохранная ситуация.
Бедственное положение отражается в актуальных проблемах экологического права.
Правовые нормы
Экологическое право как совокупная величина норм охраны окружающей среды возникло в РФ в 80-х годах 20 века, когда общество задумалось над вопросом вреда бесконтрольного использования природных ресурсов.
Нормы экологического права прописаны:
- в Конституции Российской Федерации;
- в Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
- в законах “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, “Об охране атмосферного воздуха” и др.;
- в кодексах (Земельный, Лесной и др.);
- в законодательных актах экологизированных отраслей права (гражданское, административное и др.).
Правовые документы должны стать основой безопасности страны. Однако проблемы реализации нормативных актов закрепили существующее катастрофическое положение в сфере охраны окружающей среды.
Проблемы права
В научных статьях по проблемам экологического права учеными (С.А. Боголюбов “Актуальные проблемы экологического права”, М.М. Бринчук “Трудные времена экологического права” и др.) отмечаются недостатки законодательной базы:
- декларативные документы, создавшие новый вектор развития, не повлияли на прогресс правовых институтов;
- нормы законодательства противоречивы и неточны, что сделало их неэффективными;
- законодательство не соответствует насущным целям и задачам;
- исключена научная оценка при разработке нормативных документов;
- приняты законы и программы, противоречащие природоохранным нормам;
- не привлечена к выработке законодательных норм широкая общественность, отсутствие государственной поддержки «зеленых» движений;
- неэффективная система штрафов;
- недостаточное количество специалистов в области природоохранной деятельности;
- низкий уровень обеспечения экологического образования и культуры.
В силу отсутствия упорядоченности нормативов и контроля за их исполнением, законодательство не служит инструментом победы над кризисом и не стимулирует деятельность по защите окружающей среды.
Влияние экономического развития на обстановку в стране
На современном этапе новые рыночные отношения влияют на развитие природосберегающего права. В результате несовершенства законодательства в России формируется небрежное, расточительное отношение к земным, водным резервам. В угоду сиюминутной экономической прибыли загрязняется окружающая среда, истощаются ресурсы, не внедряются энергосберегающие технологии.
Запреты и санкции не решают проблемы развития в условиях рынка. Необходимо создавать правовые механизмы, которые сделают экономически выгодным природоохранное поведение.
Ответственность граждан
Обсуждая проблемы экологического права, ученые сходятся в одном: законодательство отражает социально-экономические процессы, происходящие в стране. Их неустойчивость и неразвитость указывается как основная причина слабой эффективности работы правовых норм и систем.
Институты нормативного регулирования заработают на полную мощность только в результате изменения мышления населения. Поэтому системе экологического воспитания и образования придается особое значение.
Люди осознают свою ответственность за обстановку в стране. Однако, по утверждению специалистов, человеку нужно 10 лет, чтобы приспособиться к изменениям – к новым технологиям и методам. Но уже сейчас любой может вести себя экологично на бытовом уровне: экономить электроэнергию, воду, не засорять природу, не включаться в потребительскую гонку. Осознанное отношение каждого к окружающей среде повлечет за собой изменение государственной политики в области экологии, а вслед за этим — совершенствование законодательной базы.
Проблемы экологического права в РФ должны быть решены в комплексе: изменением сознания граждан с помощью системы воспитания и образования и государственным регулированием с использованием норм усовершенствованного природоохранного законодательства.